Игра в клатче

09.07.2020г.

фото
Большой спорт предполагает большой стресс. Особенно в концовках решающих матчей, схваток или стадий соревнований в целом. В международной литературе показанные спортсменом улучшенные (относительно своих собственных) результаты под давлением получили название «clutch performance». В русском языке впоследствии устоялся англицизм – игра в клатче. Этот оборот используется как в фанатской и комментаторской среде, так и в среде профессионалов. Примеров таких игр много. Самый известный, пожалуй, игра Майкла Джордана в финале НБА 1998 года. Для российских болельщиков хрестоматийным является пример победного броска Александра Белова на последней секунде в финальном матче ОИ-1972 года против сборной США. Тогда сборная СССР впервые стало Олимпийским Чемпионом в мужском баскетбольном турнире, а уже в наше время по мотивам тех событий был снят фильм «Движение вверх». Интересно, что многие спортсмены смогли выработать репутацию выдающихся игроков в клатче. Например, Новак Джокович, отыгрывающий несколько матчболов в финалах, Зинедин Зидан, забивающий почти во всех крупных финалах, или Сидни Кросби, выигрывающий Олимпийские игры и Кубок Стэнли. Тем не менее, в научной среде не существует консенсуса по поводу определения «clutch performance», а многие специалисты и вовсе не уверены, что такое явление существует. В этой статье мы разберём обзор австралийских специалистов, целью которого был систематический анализ имеющихся в литературе методологии исследования игры в клатче и концептов, описывающих этот феномен. Учёные выделили два типа выступлений в клатче: а) способность игры в клатче в целом, б) отдельный эпизод игры в клатче. Специалисты также выделили методологические недочёты исследований и попытались систематизировать имеющиеся данные по игре в клатче. Экспериментальные данные говорят о том, что успешное выступление в завершающей стадии игры, внесение решающей лепты в итоговый командный и индивидуальный успех, являются крайне мотивирующим и желанным событием. Существуют также данные о том, что игра в клатче возможна не только в условиях соревнования, но и в условиях тренировок. При этом, научное определение игры в клатче появилось совсем недавно. Так, в 2010 году Гиббс определил клатчевую ситуацию как ситуацию, в которой от удачи или провала спортсмена зависит итоговый результат. Оттен в 2009 году определил игру в клатче как любое улучшение в игре или демонстрация выдающейся игры спортсменом под давлением в решающие моменты соревнований. Теоретические обоснования феномена игры в клатче основываются на двух разных подходах. Изначально теории игры в клатче фокусировались на обратном феномене – неумении играть в решающие моменты игры (на англ. choking; в российской литературе этот англицизм тоже закрепился: игроков, не умеющих играть в клатче, стали называть чоукерами). Сейчас появилось больше теорий, способных объяснить феномен игры в клатче. Например, теории внимания постулируют, что в ответ на тревогу или волнение атлеты либо отвлекают своё внимания на самих себя (самофокусировка), либо от событий, непосредственно относящихся к цели (отвлечение). Сейчас предлагается целый ряд измерительных подходов, направленных на изучение игры в клатче. Например, в бейсболе широко распространен статистический анализ игры в решающие моменты матчей. Однако, сейчас подходы бывают и качественными, которые сосредотачиваются на оценке психологических аспектов игры в решающие моменты. В таких экспериментальных подходах специалисты пытаются оценить переменные типа: субъективный опыт (например, тревога), изменение техники выполнения спортивных движений и объективные результаты (например, точность бросков или ударов) во время клатчевых ситуаций. Существуют, однако, фундаментальные противоречия относительно интерпретации имеющихся данных. Так, некоторые специалисты полагают, что не существует никаких свидетельств наличия игры в клатче у игроков НБА во время последней четверти матчей в плей-офф. Было выдвинуто предположение, что баскетболисты набирают больше очков не за счёт улучшения точности, а просто за счёт увеличения количества попыток. Другие специалисты, напротив, полагают, что доказательств множество. Например, было показано, что высоко сеянные теннисисты улучшают свои показатели в решающих сетах на турнирах Большого Шлема. Таким образом, систематический обзор, предложенный австралийскими специалистами, является действительно актуальным для своей сферы. Всего было отобрано 27 статей (см. методы в оригинальной статье). Предлагаем обратиться к таблице 1 в исходной статье для ознакомления с деталями этих статей: количеством испытуемых, типом эксперимента, основными результатами и т.д. Из 27 исследований 17 были количественными, 6 качественными, а ещё 4 использовали смешанные методы. В качественных исследованиях, например, использовался метод полуструктурированного интервью о способностях игры в клатче на протяжении всей карьеры, а также об игре в клатче в отдельных играх. В трёх исследованиях со смешанными методами были использованы психометрические измерения и интервью, а ещё в одном также включили и наблюдения за результатами. Всего в 27 статьях было 545 испытуемых (304 мужчины и 241 женщина) из разных видов спорта. 8 исследований было проведено на бейсболистах, 6 на баскетболистах, 5 на гольфистах, 3 на разных видах спорта, 1 на теннисистах и ещё 1 на американских футболистах. Всего было два основных подхода к исследованию и дизайну эксперимента. Основным был подход изучения игры в клатче по ряду связанных соревнований. Например, игра в клатче анализировалась по ряду игр, последовательных сезонов или целым карьерам. Такие исследования можно назвать исследованиями способностей игры в клатче. Другим подходом было изучение игры в клатче по отдельным эпизодам. Например, исследования могли анализировать данные отдельной экспериментальной сессии, отдельного соревнования или нескольких отдельных соревнований одного атлета. Такие исследований были экспериментальными, качественными и с использованием смешанных методов. Такие исследования можно назвать исследованиями эпизодов игры в клатче. В выбранных исследованиях «клатч» определялся в контексте спортивного результата (под давлением), способности (способности постоянно играть в клатче), ситуации (важнейший момент матча или соревнования) или психологического состояния (субъективного опыта, лежащего в основе игры в клатче). Результаты Теоретические обоснования феномена игры в клатче. Теории, основанные на неумении играть в решающих фазах. В 11 исследованиях игра в клатче рассматривалась в отношении неумения играть в решающих моментах, то есть в отношении чоукинга (мы будем называть здесь это именно чоукингом, так как лучшего короткого варианта на русском не находим). В первую очередь, данные исследования (8 штук) основывались на теориях внимания, которые также включали теории самофокусировки и отвлечения, либо и того, и другого. Одно исследование основывалось на теории регуляторного фокуса. Эта теория говорит, что атлеты испытывают наибольшее снижение в показателях тогда, когда пытаются избежать поражения, а не выиграть игру. В двух исследованиях основной теории выступала теория самопрезентации, которая говорит, что мотивы самопрезентации влияют на тревогу во время соревнований, за которой могут следовать нарушения внимания посредством фокусировки на самом себе или отвлечения. Интегрированная модель потока и состояний клатча. В 6 исследованиях состояния клатча рассматривались в контексте интегрированной модели потока и состояний клатча. Эта модель выделяет контекст соревнований, субъективный опыт, а также результаты состояний клатча. Следовательно, такая модель фокусируется на объяснении психологического состояния, лежащего в основе игры в клатче, а не на самих показателях игры в клатче. Неоклассическая экономическая теория. В одном исследовании выдвигалась «неоклассическая экономическая теория», согласно которой индивид показывает больше усилий, следовательно, выдаёт лучший результат, тогда, когда получает наибольшую награду за свои усилия. Однако, в самом исследовании данная теория не обсуждалась подробно. Существует ли такой феномен как игра в клатче? Способность к игре в клатче. В 10 исследованиях был напрямую задан вопрос о наличии или отсутствии феномена игры в клатче. В 8 из этих 10 исследований не было показано наличие игры в клатче. Так, в исследованиях бейсбола, флуктуации в показателях во время напряженных ситуациях в матчах были объяснены случайными вариациями, увеличением общего количества ударов или другими факторами. Более того, умение играть в клатче в одном сезоне не являлось предиктором умения играть в клатче в последующих сезонах. В исследованиях на баскетболистах было показано, что большинство игроков показывали среднюю статистику во время заключительной четверти, в сравнении с предыдущими отрезками игры в плей-офф. Однако, в двух исследованиях были сделаны обратные выводы. Например, в исследовании 2015 года было показано, что способность игры в клатче существует у высококлассных теннисистов, которые способны лучше играть на тай-брейках и в решающих розыгрышах на престижных турнирах. Ещё один специалист (Соломонов) показал, что способность игры в клатче может выражаться не в конечном результате, а в старании и в попытках изменить игру. Например, показатели заработанных фолов, успешно выполненных штрафных бросков, количества этих бросков, возрастает в решающие моменты игры. Эти исследования ставят вопрос – до какой степени необходимо улучшить результат, чтобы игра атлета считалась успешной игрой в клатче? Тем не менее, пока учёными делается вывод о нехватке свидетельств наличия игры в клатче. Однако, у рассмотренных исследованиях есть недостатки. Например, неизвестно, насколько стрессовой казались проанализированные ситуации самим спортсменам, возможно, сами они не считали, что наступил решающий момент игры или субъективно не воспринимали момент напряженным. Эпизоды игры в клатче. В отличии от исследований по способности игры в клатче, исследовании эпизодов игры в клатче убедительно показывают наличие данного феномена. Экспериментальные данные показывают, что участники эксперимента могут улучшить показатели в ответ на изменения стрессовых стимулов. Качественные исследования показали, что атлеты могут вспомнить собственную игру в клатче, в то время как на экспериментальном уровне, состояния клатча – субъективное ощущения успеха игры в клатче, легче случались во время выдающихся спортивных результатов, где также предусматривалась за это награда. Так, состояния клатча включают 12 характеристик: отсутствие негативных мыслей, усвоение, изменение сенсорных ощущений, автоматизация навыка, уверенность, тщательный фокус, улучшенная мотивация, наслаждение, повышенное возбуждение, повышенная осведомленность, интенсивные попытки, а также чувство ощущения контроля (в оригинальной статье есть подробные ссылки на эксперименты). Таким образом, исследования эпизодов игры в клатче подтверждают наличие игры в клатче как наблюдаемого феномена. Факторы, влияющие на проявление успешной игры в эпизодах клатча. В разных экспериментах были показаны следующие интересные моменты, которые появляются в игре в клатче. Так, при ударе в гольф в успешном клатче возрастает амплитуда замаха, в сравнении с обычным ударом. В другом исследовании показали, что разминка под давлением улучшала показатели спортсменов, тогда как обычная разминка – нет. Интересно, что под давлением, например, тренируются и разминаются очень успешные корейские стрелки из лука. Было также показано, что чувство контроля (sense of perceived control) во время штрафного броска было самым сильным предиктором успешной игры в клатче. Следовательно, факторы включали в себя как технические навыки, стратегии разминки, так и психологические механизмы. Были также изучены и качественные факторы, влияющие на проявление успешной игры в клатче. Были изучены стратегии совладения с ситуациями клатча, например, симуляция реальных условий на тренировках или когнитивная реструктуризация (например, осмысление устрашающего стрессора как испытания). Учёные также выделяли и факторы возникновения состояний клатча, которые, например, могут быть соотнесены с ментальной прочностью (mental toughness). Так, спортсмены с высокой ментальной устойчивостью имеют способность быстрее запускать состояния клатча, чем атлеты с низкой ментальной устойчивостью. Принципиальные препятствия к исследованию игры в клатче Неубедительные теоретические концепты. Прочные теории – основа любой фундаментальной науки. Они обеспечивают базу, на которой строятся исследования и практика. Данный систематический обзор австралийских специалистов показал, что текущие теоретические подходы к изучению выступлений в клатче недостаточны. Самый популярный подход в исследованиях заключался в использовании теорий (например, теорий внимания) и моделей (например, самопрезентации), которые фокусировались на объяснении механизмов, лежащих в основе неуспеха в клатче. Тем не менее, и теория внимания, и модель самопрезентации, основываются на влиянии спортивных показателей на тревожность. Тревожность действительно является индикатором стресса, но, тем не менее, пока не показано, что испытываемое давление всегда результируется в тревожности. Следовательно, тревожность может не иметь ничего общего с показателями спортсмена в клатче. Таким образом, основываясь на текущих знаний, теории внимания и модели самопрезентации могут быть недостаточны для объяснения многих аспектов, лежащих в основе игры в клатче. Интегрированная модель потока и состояний клатча описывает появление и опыт переживаний потоков клатча. Модель выстроилась на основе экспериментальных качественных данных. Однако, остаётся неясным, являются ли состояния клатча внутренне присущими для игры в клатче. Данная модель даёт лишь частичное описание всем аспектам игры в клатче. Методологические недостатки. Недостаточность теоретической базы выливается в недостаточную обоснованность и методологической стороны исследований. Игра в клатче исследовалась во многом архивными данными, где сравнивались показатели в клатче в течение одной игры, а также средние результаты по карьере. При этом не ясно, как вообще определить игру в клатче и что сравнивать друг с другом; более того, игра в клатче не измерялась напрямую, а скорее как следствие некоего давления, возникающего в различных соревновательных ситуациях. Такие измерения сложны, так как испытываемое давление – субъективный параметр. Каждый атлет по-своему переживаем стрессовую ситуацию концовок матчей. Следовательно, качественные и смешанные методы являются на данный момент оптимальными. Например, метод интервьюирования предлагает глубокий анализ давления, испытуемого спортсменами в обычных жизненных эпизодах. Однако, важно разграничивать ретроспективные интервью по воспоминаниям о карьере (где факты могут забыться) и событие-специфические интервью, которые делают по свежим следам. Регулярное интервьюирование одного спортсмена может дать ответа на динамические изменения в состоянии атлета. Рекомендации по проведению исследований Во-первых, игра в клатче по своей природе требует наличия давления, а это означает, что игра в клатче - это психологическая феномен. Давление предполагает наличие ситуационных стимулов для демонстрации оптимальных показателей, и, что особенно важно, включает в себя субъективный компонент (то есть ситуация внутренне оценивается как важная). Соответственно, игра в клатче не может быть измерена исключительно как результат поведения (например, точные попадания со штрафных, или хоум-раны в бейсболе), поскольку этот метод не может объяснить субъективную оценку сложившейся ситуации и её важность. Оценка давления требуется при исследовании игры в клатче. Будущие исследования должны выяснить, через какие механизмы, стрессовое давление может привести к улучшению результатов. Во-вторых, игра в клатче - это отдельный эпизод, а не способность. Учёные отметили, что давление по определению фокусируется на спортивных показателях. Как обсуждалось выше, давление является требованием игры в клатче, и, следовательно, игра в клатче должна быть изолированным эпизодом. Действительно, любое тестирование способности игры в клатче опирается на понимание единичных эпизодов игры в клатче. Соответственно, исследования должны изучить игру в клатче как изолированный эпизод с упором на понимание требований такого эпизода. В-третьих, для игры в клатче требуются положительные свойства и характеристики. Оттен (2009) определяет характеристики игры в клатче как «любой прирост в спортивных результатах или демонстрация превосходных результатов», в то время как Гиббс определяет их как «успешную работу». Текущий обзор продемонстрировали обоснованность обеих этих позиций. Остаётся несколько вопросов. Например, неясно, на какую величину нужно увеличить результат, чтобы игра считалось успешной игрой в клатче. Также неясно, что представляет собой улучшение результатов (например, это повышенное старание или конкретные аспекты спортивной успешности, например, точность попаданий). Соответственно, авторы исследования рекомендуют исследователям изучить проявление положительных характеристик в условиях давления и стресса. Источник: 1. Schweickle M. J. et al. Clutch performance in sport and exercise: a systematic review //International Review of Sport and Exercise Psychology. – 2020. – С. 1-28.
#Наука

Общероссийская акция «Сообщи, где торгуют смертью»

Противодействие наркотикам

Подробнее

Доступ к информационным ресурсам города Москвы

Официальный сайт Мэра Москвы

Подробнее

Помощь родителям в выборе вида спорта для детей

Комплексное тестирование

Подробнее

Проект Мэра Москвы для активных москвичей старшего поколения

Московское долголетие онлайн

Подробнее